000
Медико-правовой портал 103-law.org.ua
проект компании МедАдвокат

Изменение статуса поликлиники с "комунальна установа" на "медичне некомерційне підприємство"?

Спрашивает: Организатор здравоохранения Вера Андреевна

Подскажите,пожалуйста,что будет значить в юридическом плане для поликлиники изменение статуса "комунальна установа охорони здоров'я" на "медичне некомерційне підприємство"?

Отвечает: Кирилл Чумарин

Здравствуйте, Вера Андреевна.

Ответ на этот вопрос лежит в двух плоскостях.

Первый аспект сугубо организационный. Не секрет, что законодательство Украины в сфере здравоохранения сильно устарело и плохо адаптировано к динамично меняющимся условиям и общественным отношениям. Да и структура нашей медицины не претерпела существенных изменений за время независимости и поэтому до сих пор привязана к старым, еще советским моделям, нормативам и методикам.

За последние 10-15 лет существенно изменилась структура населения страны, уменьшается удельный вес сельского населения, да и количество населения страны в целом также уменьшилось. В то же время перед медициной ставятся новые задачи и в плане модернизации диагностического и лечебного процесса, и в плане обеспечения доступности медицинской помощи.

Законом Украины «Про местное самоуправление» и Бюджетным Кодексом предусмотрено финансирование медицинских учреждений государственной и коммунальной формы собственности исключительно из одного бюджета (сельский, районный, городской, районный, областной или государственный). Финансирование какого-либо медучреждения одновременно из бюджетов разных уровней (например, из городского и областного) или из двух и более равноуровневых (например, двух и более районных) бюджетов не допускается. Это создает практически непреодолимую преграду в создании межрайонных, межобластных медицинских учреждений или так называемых госпитальных округов, что оправдало себя во многих европейских странах.

Как вариант – создание «медичних некомерційних підприємств», которые, как бы оставаясь объектами коммунальной собственности, в то же время приобретают статус предприятий и шире пользуются возможностями ЗУ «Про предприятия». Это позволяет администрации лечебного учреждения (предприятия) заключать договора с различными органами местного самоуправления и государственной власти и, упрощенно говоря, получать бюджетное финансирование из различных источников, как плату за предоставленные услуги по оказанию медицинской помощи населению.

Кроме того, это позволяет на базе различных лечебно-профилактических учреждений, которые в настоящее время зачастую нерационально дублируют друг друга, создавать межрайонные, межобластные центры специализированной помощи. Например, межрайонные родильные дома, межрайонные противотуберкулезные, психиатрические, инфекционные стационары, межобластные центры трасплантации, кардиоваскулярной хирургии и т.д.

Второй аспект этого вопроса происходит из содержания ст. 49 Конституции Украины, где четко зафиксировано, что медицинская помощь в государственных и коммунальных учреждениях здравоохранения предоставляется бесплатно. Это аксиома и отменить или каким-либо образом редактировать эту статью не решится ни одно правительство еще лет 15-20. Однако, государство как бы декларативно гарантирует бесплатное оказание медицинской помощи, но финансирует эту «гарантию» менее чем наполовину от потребности. Ситуация с платными услугами в медицине тоже до сих пор полностью не разрешена. В свое время Кабинет Министров по предложению МОЗ утверждал перечень услуг, которые государственные и коммунальные ЛПУ могут оказывать на платной основе, однако Конституционный Суд Украины признал это постановление противоречащим Основному Закону. Словом, такая редакция ст. 49 существенно тормозит развитие медицины.

Администрация любой государственной или коммунальной больницы с огромным желанием приобрела бы новейшее медицинское диагностическое или лечебное оборудование. Но бюджетных средств на это просто не выделяется, а благотворительных взносов на это никогда не хватает. Остается либо приобретать оборудование на условиях лизинга, либо за счет коммерческих инвесторов. Это предполагает возврат затраченных средств, то есть оказания услуг населению на платной основе (проведение платных диагностических процедур, манипуляций и операций). Но, такая постановка вопроса вступает в противоречие с содержанием ст. 49 Конституции. Выход – опять-таки создание «медичних некомерційних підприємств». В этом случае минимальный объем медицинских услуг за бюджетные средства будет оказываться бесплатно, как того и требует Конституция. А оказание помощи с использованием новейших технологий и медицинского оборудования, приобретенных за счет инвестора или в лизинг – по принципу самоокупаемости.


Просмотров (5144) Категория: Хозяйственная деятельность медицинских учреждений 24.03.2010
Ключевые слова: медичне некомерційне підприємство, юридический статус, финансирование системы здравоохранения
Добавить коментарий
Коментарии (4)

  Кирилл Чумарин   27.03.2010
В общих чертах могу перечислить сами законодательные акты. Конституция Украины,ЗУ Закону "Про Основи Законодавства України про охорону здоров’я",ЗУ "Про місцеве самоврядування в Україні","Про місцеві державні адміністрації", Бюджетний Кодекс України,Цивільний Кодекс,Комерційний Кодекс,ЗУ "Про підприємства","Про податок на прибуток підприємств",КЗоТ. А также некоторые Постановления Кабмина и приказы МОЗ. Более детально,с указанием соответсвующих статей,можно говорить исходя из конкретных задач и ситуаций.
  Вера Андреевна   25.03.2010
Я работаю в стоматологической поликлинике,область будет участвовать в пилотном проекте по реформированию ЗО. Информации по реформированию нашей службы практически нет. Буду признательна за помощь, если подскажите на какие еще официальные документы ( кроме Конституции,ЗУ " Основ законодавства про охорону здоров’я", "Про предприятия" и Бюджетный кодекс стоит обратить внимание.
  Кирилл Чумарин   25.03.2010
Единственно, на что необходимо обратить внимание при подобном переходе из статуса «комунальной установи» в «медичне некомерційне підприємство». При перерегистрации организации в органах статистики необходимо проследить, чтобы сохранилась форма собственности «комунальна». Во-первых, затем, чтобы это не противоречило все той же ст. 49 Конституции, где указано, что «існуюча мережа таких закладів не може бути скорочена». Во-вторых, чтобы медработники таких ЛПУ не потеряли свой статус. Иначе при очередном повышении зарплат или каких-либо доплат, надбавок они могут оказаться «за бортом». В постановлениях Кабмина всегда пишется, что такие надбавки и доплаты предусматриваются для медработников «державних та комунальних закладів». Пример – последнее постановление о введении доплат за стаж.
  Вера Андреевна   24.03.2010
Спасибо.

Актуально


24.10.2016
Соціальний пакет для київського медика у 2017 році

13.10.2016
Особливості правового регулювання репродуктивної медицини та сурогатного материнства. Чи потрібні зміни?

22.08.2016
Новий зір отримають воїни АТО, учасники революції Гідності, члени їх сімей, а також малозабезпечені громадяни України