000
Медико-правовой портал 103-law.org.ua
проект компании МедАдвокат

Исторический очерк о юридической ответственности медработников: от советской власти до наших дней

Активная пропаганда и охота на «ведьм» в советском союзе сыграли свою роль в формировании общественного мнения что все врачи преступники
Категория: Права медработников
Комментировать

Юридическая ответственность врачей в период Советского Союза

Наступление новой исторической эпохи развития Украины после Октябрьского переворота 1917г. до 1991г. принесло много противоречивых последствий, в частности, медицине:

была истреблена частная медицинская практика, а вместе с ней ряд талантливых “капиталистических врачей” и научных работников;

была введена монопольная государственная бесплатная медицина с многочисленным стационарным фондом, который в подавляющем большинстве больниц первичной и вторичной помощи был убыточным для государства;

последующее волнообразное развитие “придворной медицины”, услугами которой могли пользоваться исключительно номенклатура и тому подобное.

Среди первых НПА, которые регулировали медицинские отношения, следует отметить следующие: Декрет о безоплатной передаче больничным кассам всех лечебных заведений на предприятиях (1917г.), О помощи пострадавшим от несчастных случаев на предприятиях (1917г.), О страховании рабочих на случай болезни (1918г.), О профессиональной работе та правая медицинских работников (1924г.), Постановление о порядке проведения медицинских операций (1937г.), Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о здравоохранении (1969г.) и т.д.

Декрет (Постановление) “О профессиональной работе и правах медицинских работников” почти полвека регламентировал врачебную деятельность. В нем были определены права и обязанности врача, правовой порядок проведения лечебно-профилактических мероприятий, в т.ч. хирургических вмешательств, предусмотренные условия привлечения врачей к обслуживанию военных и судебно-следственных органов, ответственность медицинских работников за профессиональные правонарушения и т.д.

В 1925г. в Украинской ССР был разработан проект Кодекса законов о здравоохранении, но он так и не был принят.

Право на здравоохранение получило свое закрепление в советских конституциях, в частности в Конституции УССР от 30 января 1937г. (ст. 119) и в Конституции УССР от 20 апреля 1978г. (ст. 40).

Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о здравоохранении 1969г. были обобщающим актом и содержали переделанные, дополненные и систематизированные основные правовые документы, которые действовали в системе здравоохранения того времени. Впервые за полвека советская власть на законодательном уровне обобщила и закрепила уникальный накопленный опыт в сфере медицинской деятельности. Регламентация медицинской деятельности в этот период характеризуется ведомственной нормотворением.

Вновь созданная система народного здравоохранения требовала урегулирования новых правоотношений, в частности, системы ответственности медицинских работников: ст. 165 КК РСФРР (1922г.) уже предусматривает уголовное наказание за отказ медицинского работника от предоставления медицинской помощи, а при условии неосторожного нарушения профессиональных обязанностей к медицинским работникам применялись санкции ст. 118 того же кодекса.

Среди первых протестов советских врачей против применения санкции уголовного закона к медицинским работникам стало в 1925 году заявление Общества акушеров-гинекологов, которое выступило с предложением о создании специальной комиссии при управлениях здравоохранения для решения вопросов установления вины в действиях врачей и разработки специальных норм ответственности. Члены этого общества отмечали, что “практические достижения медицины имеют известную границу, тем более что объектом исследования является “капризный еще и не вполне выучен человеческий организм”.

Однако, номенклатура не хотела слышать логичные доводы: против Общества резко негативно выступили юристы и часть медицинской общественности, которая заняла провластную позицию. Они декларировали, подчеркивали равную со всеми гражданами правовую ответственность врачей. Одновременно в СМИ появилось много сообщений, которые осуждали от лица народа “буржуазных врачей, которые не уважают простых людей”. По результатам проведенных в 30-х гг. многочисленных дискуссий в разных городах страны между врачами и юристами в Харькове был издан коллективный труд О.Е. Брусиловського и О.М. Левина “Медицинские ошибки по судебным материалам”.

Период с 1925 по 1954гг. для медицины достаточно тяжёл. Он пестреет рядом сфабрикованых “врачебных дел”. Преимущественно пострадала старая медицинская профессура и так называемые “придворные врачи”. Это не удивительно, учитывая тот факт, что большинство Красных командиров имели в той или иной мере психические отклонения / заболевания, о которых никогда не должны были узнать рабочие и крестьяне.

Поэтому власть выбрала следующую тактику: как только врачебный ум набирал достаточно “секретной информации”, его необходимо было ликвидировать. Только вот граждане могли не понять внезапной смерти какого-либо медицинского светилы. Тогда включался механизм пропоганды медицинского зла. Запятного и признанного врагом народа врача хоть и светилу было проще ликвидировать.

В 1960 г. был принят новый Уголовный кодекс УССР, который в Главе III. “Преступления против жизни, здоровья, воли и достоинства лица” Особенной части закрепил перечень преступлений, которые прямо (1) или опосредствовано (2) могли быть расценены как профессиональные преступления медицинских работников:

1) Заражение вирусом иммунодефицита человека медицинскими, фармацевтическими работниками и работниками других сфер (ст. 108-3); Разглашение информации о проведении медицинского осмотра относительно заражения вирусом иммунодефицита человека и его результатов (ст. 108-4); Незаконное проведение аборта (ст. 109); Неоказание помощи больному лицом медицинского персонала (ст. 113); Разглашение тайны усыновления (ст. 115-1), Незаконные действия относительно усыновления (удочерение) (ст. 115-2);

2) убийство при различных условиях или причинение телесных повреждений различной степени тяжести (статьи 93, 94, 95, 98, 99, 101, 102, 103, 105, 106, 108-2, 110, 111, 112).

На протяжении 1960 - 1980 лет сложилась определенная практика расследования и судебно-медицинской экспертизы “медицинских дел”, которая просуществовала почти до конца прошлого века: для предотвращения необоснованых обвинений медицинского персонала Прокуратура СССР предусматривала особенный порядок возбуждения уголовных дел в связи с профессиональными правонарушениями медицинских работников. Постановление о возбуждении уголовного дела выносилось только с разрешения прокурора союзной или автономной республики, области (края), а в Москве и Ленинграде - прокурора города.

По получении жалобы о профессиональном правонарушении медицинского работника обязательно проводилась административная проверка, по результатам которой принималось решение о нарушении или отказе в возбуждении уголовного дела. Судебно-медицинская экспертиза (СМЕ) проводилась исключительно группой экспертов во главе с начальником Бюро СМЕ. Однако, со средины 80-х годов право возбуждения уголовного “медицинского дела” снова было передано прокурорам районов и следователям районных прокуратур.

Новая волна исков против врачей была обусловлена видением в каждом медицинском работнике “взяточника”, чему предшествовал ряд документов:

Указ Президиума Верховной Рады Украины от 24 сентября 1981 года, который дополнил УК Украины ст. 155 “Получения незаконного вознаграждения за исполнение работ, связанных с обслуживанием населения”

Указ Президиума Верховной Рады СССР от 1 июля 1986 года “Об усилении борьбы с изъятием нетрудовых доходов” и соответствующий Указ Верховной Рады УССР.

Началась так называемая “охота на ведьм”. Для возбуждения уголовного дела было достаточным коробки конфет или бутылки коньяка.

Положительной тенденцией 70 – 80-х годов стала значительная разница между количеством жалоб и возбужденными уголовным делами, намного реже возбужденное дело доходило до суда. Вместо этого, в этот период получило распространение применения статей уголовного закона относительно применения мероприятий принудительного характера (принудительная психиатрическая помощь) для расправ по политическими мотивами.
90-ые годы принесли новую волну “врачебных дел”, которые были обусловлены перестройкой политической, социальной и экономической жизни общества, в т.ч. в отрасли здравоохранения. В это же время были разработаны и приняты новые законы, которые разрешили применение любых методов: от откровенного шарлатанства и “целительства” до частной медицины, что привело к значительному уменьшению доверия к медицине и падению престижа медицинской профессии. Появилась масса комиссий, фондов, групп, обществ по защите прав пациентов. В средствах массовой информации признаком хорошего тона стали материалы относительно “острого и бескомпромиссного” освещения дефектов врачебной деятельности. В моду опять начали входить громкие процессы о заговорах, подчас “транснациональных”, врачей-убийц.
Широкий резонанс среди населения Украины вызывало “Дело Львовских врачей”, которых обвинили в незаконном изъятии у БОМЖей и пострадавших в ДТП и продаже в больнице соседних областей органов человека – почек, - которые при самых оптимальных стационарных условиях могут сохранять жизнеспособность не более суток. А за сутки найти изоантигенного реципиента для ограна практически не возможно.
Результатом этой кампании стал значительный шаг назад отечественной трансплантологии.
Относительно причин обращений граждан за защитой нарушенных собственных неимущественных прав, то в 60-70-ые годы ХХ ст. в суд пациенты обращались в случае неблагоприятного последствия лечения (смерть, инвалидность) и, как результат, неудовлетворения пациента лечебно-профилактическим учреждением или лечащим врачом. В конце 90-х годов в 5 раз увеличилось количество исков относительно обжалования своевременности и надлежащего качества оказанной медицинской помощи, ухудшение состояния здоровья или ненаступления ожидаемого вылечивания, получение компенсации морального вреда.
Аналогичная тенденция наблюдается во многих развитых и экономически благополучных странах мира, следствием чего есть рост количества исков к медицинским работникам, стоимости страхования профессиональной ответственности и популярность системы компенсации вреда, нанесенного здоровью, из государственных фондов даже без определения вины медицинского работника. Например, в штате Флорида (США) с 1975 по 1988 год было предъявлено 20016 исков, что составило в среднем 0,9 исков на одного врача. В Норвегии был отмечен четырехкратный рост числа исков к врачам в период с 1985 по 1990 год и семикратное увеличение сумм выплат. Это привело у тому, что в 80-90-х годах ХХ века представители разных медицинских специальностей и страховых компаний США пришли к выводу о кризисе в области исков относительно врачебных ошибок, а это, по их мнению, привело до резкому увеличению сумм компенсаций, что неминуемо привело к росту стоимости страховых полисов. В ответ на это обращение некоторые штаты даже ввели законы, которые ограничивали суммы исков, размеры оплаты работы юристов и сроки давности, в пределах которых истец имел возможность получить компенсацию (например, в штате Нью-Йорк - два с половиной года). Кроме того, в некоторых штатах было введено обязательное страхование ответственности врачей, а также был установлен порядок рассмотрения исков: прежде чем иск мог быть представлен суду присяжных его сначала рассматривали в арбитраже. В настоящее время широко обсуждаются вопросы снижения суммы компенсации по статье “физическая боль” и страдание, а также вычет разницы по страховой оплате или рабочей компенсации.

Украина сегодня:
Действующий Гражданский кодекс Украины от 16 января 2003 г. закрепил ряд важных прав человека. Среди них следующие права пациента:
на здравоохранение (ст. 283);
на медицинскую помощь (ст. 284);
на медицинскую информацию (ст. 285);
медицинскую тайну (ст. 286);
права физического лица, пребывающего на стационарном лечении в заведении здравоохранения (ст. 287);
на личную неприкосновенность (ст. 289);
на донорство (ст. 290) и т.д.
в том же документе дан определенный перечень прав, которые непосредственно касаются профессиональной деятельности медицинских работников:
на уважение к достоинству и чести (ст. 297);
на неприкосновенность деловой репутации (ст. 299);
на информацию (ст. 302);
на выбор рода занятий ( ст. 312);
на свободу объединения (ст. 314);
на мирные собрания (ст. 315) и т.д.
К сожалению, подавляющее большинство отмеченных прав и свобод человека, аналогично конституционным нормам на бесплатную медицинскую мпомощь, пока еще остается исключительно или по большей части декларативным.
На уровне Медицинского кодекса в настоящее время действует Закон Украины “Основы законодательства Украины о здравоохранении”. Как отмечают ведущие учёные-юристы, он является своеобразной декларацией по правам человека в медицинской сфере, который определяет правовые, социальные, экономические и организационные принципы здравоохранения в Украине, регулирует общественные отношения, отображает государственную политику, принципы, структуру этой отрасли и другое. Нормы Основ детализируют, конкретизируют и расширяют конституционные нормы.
Уголовно-правовая охрана здоровья и жизни лица в Украине осуществляется нормами нового Уголовного кодекса. Он содержит перечень составов преступления, которые непосредственно или опосредствовано связанные с предоставлением медицинской помощи. Ключевым разделом УК в этом контексте является Раздел II Особенной части “Преступления против жизни и здоровья лица”, в котором содержаться следующие составы преступлений:
заражение вирусом иммунодефицита человека или другой неизлечимой инфекционной болезнью (ст.ст. 130-133);
нарушение установленного порядка проведения медицинского вмешательства (ст.ст. 134,138, 141-145);
ненадлежащим предоставлением или непредоставлением в установленном порядке медицинской помощи (ст. 139, 140).
Ряд норм содержится и в других разделах действующего УК.

Вышеизложенный короткий исторический обзор правовой регламентации системы здравоохранения и медицинской помощи дает возможность ознакомиться и выявить особенности регуляции одной из самых важных сфер жизнедеятельности человека.
Очерк обобщил многовековой опыт и практику функционирования медицинской деятельности. Он даёт возможность проивести стратегию реформирования норм уголовно-правовой охраны жизни и здоровья лица на современном этапе, начиная с усовершенствования законодательного обеспечения этой отрасли в нашем государстве. Такой подход позволит не отходя от традиций создать надлежащий фундамент для охраны здоровья – законодательную базу, которая должна в полной мере отвечать международно-правовым стандартам, современным реалиям и обычаям Украины.


Автор: Елена Беденко-Зваридчук Просмотров (8991) 21.03.2010 Теги: Юридическая ответственность врача, Советский Союз, Украина
Добавить коментарий


Актуально


24.10.2016
Соціальний пакет для київського медика у 2017 році

13.10.2016
Особливості правового регулювання репродуктивної медицини та сурогатного материнства. Чи потрібні зміни?

22.08.2016
Новий зір отримають воїни АТО, учасники революції Гідності, члени їх сімей, а також малозабезпечені громадяни України