Категория: Права пациентов | Комментировать |
К основным видам нарушения функций организма человека , которые определяются медико-социальной экспертизой, относятся:
- нарушения психических функций (восприятия, внимания, памяти, мышления, речи, эмоций, воли);
- нарушения сенсорных функций (зрения, слуха, обоняния, осязания, болевой, температурной и других видов чувствительности);
- нарушение статодинамической функций (головы, туловища, конечностей, подвижных функций, статики, координации движений);
- нарушения функции кровообращения, дыхания, пищеварения, выделения, обмена веществ и энергии, внутренней секреции, иммунитета и т.п.;
- речевые нарушения (не обусловлены психическими расстройствами), нарушение голосообразования, формы языка - нарушение устной (ринолалия, дизартрия, заикание, алалия, афазия) и письменной (дисграфия, дислексия), вербальной и невербальной речи;
- нарушения, которые вызывают искажение (деформация лица, головы, туловища, конечностей, приводящих к внешнему искажения, аномальные дефекты пищеварительного, мочевых, дыхательного трактов, нарушение размеров туловища).
К критериям жизнедеятельности человека относят способность к самообслуживанию, передвижению, ориентации, контролю своего поведения, общения, обучения, выполнение трудовой деятельности.
Способность к передвижению - способность эффективно передвигаться в своем окружении (ходить, бегать, преодолевать препятствия, пользоваться личным и общественным транспортом).
Параметры оценки : характер ходьбы, темп передвижения, расстояние, которое преодолевает больной, способность самостоятельно пользоваться транспортом, потребность в помощи других лиц при передвижении.
Способность к самообслуживанию - способность эффективно выполнять социально-бытовые функции и удовлетворять потребности без помощи других лиц.
Параметры оценки : интервал времени, через который возникает потребность в помощи: эпизодическая помощь (реже одного раза в месяц), регулярная (несколько раз в месяц), постоянная помощь (несколько раз в неделю - регулируемая или несколько раз в день - нерегулируемая помощь).
Способность к ориентации - возможность самостоятельно ориентироваться в пространстве и времени, иметь представление об окружающих предметах. Основными системами ориентации являются зрение и слух (при условии нормального состояния психической деятельности и речи).
Параметры оценки : возможность различать зрительные образы людей и предметы на расстоянии и в разных условиях (наличие или отсутствие препятствий, знакомство с обстановкой), возможность различать звуки и устную речь (слуховая ориентация) при отсутствии или наличии препятствий и степени компенсации нарушения слухового восприятие устной речи другими способами (письмо, невербальные формы); необходимость использования технических средств для ориентации и помощи других лиц в различных видах повседневной деятельности (в быту, учебе, на производстве).
Способность к общению (коммуникативная способность) - возможность устанавливать контакты с другими людьми и поддерживать общественные взаимосвязи (нарушения общения, связанные с расстройством психической деятельности, здесь не рассматриваются).
Основным средством коммуникации является устная речь, вспомогательным - чтение, письмо, невербальная речь (жестовая, знаковая).
Параметры оценки : характеристика круга лиц, с которыми возможно поддержание контактов, а также потребность в помощи других лиц в процессе обучения и трудовой деятельности.
Способность контролировать свое поведение - возможность вести в соответствии с морально-этическими и правовыми нормами общественной среды.
Параметры оценки : способность осознавать себя и придерживаться установленных общественных норм, идентифицировать людей и объекты и понимать отношения между ними, правильно воспринимать, интерпретировать и адекватно реагировать на традиционную и необычную ситуации, соблюдать личную безопасность, личную гигиену.
Обучаемость - возможность воспринимать, усваивать и накапливать знания, формировать навыки и умения (бытовые, культурные, профессиональные и другие) в целенаправленном процессе обучения. Возможность профессионального обучения - способность к овладению теоретическими знаниями и практическими навыками и умением конкретной профессии.
Параметры оценки : возможность учиться в обычных или специально созданных условиях (специальное учебное заведение или группа, обучение в домашних условиях и др.); объем программы, сроки и режим обучения; возможность освоения профессий различного квалификационного уровня или только отдельных видов работ; необходимость использования специальных средств с привлечением помощи других (кроме преподавателя) лиц.
Способность к трудовой деятельности - совокупность физических и духовных возможностей человека, которая определяется состоянием здоровья, что позволяет ему заниматься различного вида трудовой деятельностью.
Профессиональная трудоспособность - способность человека качественно выполнять работу, предусмотренную конкретной профессией, которая позволяет реализовать трудовую занятость в определенной сфере производства согласно требованиям содержания и объема производственной нагрузки, установленного режима работы и условиям производственной среды.
Нарушение профессиональной трудоспособности - самая частая причина социальной недостаточности, которая может возникать первично, когда другие категории жизнедеятельности не нарушены, или вторично на основе ограничения жизнедеятельности. Способность к труду относительно конкретной профессии у инвалидов с ограничением других критериев жизнедеятельности может быть сохранена полностью или частично или восстановлена средствами профессиональной реабилитации, после чего инвалиды могут работать в обычных или специально созданных условиях с полной или неполной продолжительностью рабочего времени.
Заключение о неспособности к трудовой деятельности готовится только в случае согласия инвалида (кроме случаев, когда инвалид признан недееспособным).
Параметры оценки : сохранность или утрата профессиональной пригодности, возможность трудовой деятельности по другой профессии, которая по квалификации равна предыдущей, оценка допустимого объема работы в своей профессии и должности, возможность трудовой занятости в обычных или специально созданных условиях.
Степень ограничения жизнедеятельности - величина отклонения от нормы деятельности человека. Степень ограничения жизнедеятельности характеризуется одним или сочетанием нескольких указанных важнейших его критериев.
Выделяют три степени ограничения жизнедеятельности:
- умеренно выраженное,
- выраженное,
- значительное.
Умеренно выраженное ограничение жизнедеятельности обусловлено нарушениями функции органов и систем организма, приводящих к умеренному ограничению возможности обучения, общения, ориентации, контролю своего поведения, передвижению, самообслуживанию, участию в трудовой деятельности.
Выраженное ограничение жизнедеятельности обусловливается нарушением функций органов и систем организма и заключается в выраженном нарушении возможности обучения, общения, ориентации, контролю своего поведения, передвижению, самообслуживанию, участию в трудовой деятельности.
Значительное ограничение жизнедеятельности возникает вследствие значительных нарушений функций органов или систем организма, что приводит к невозможности или значительному нарушению способности или возможности обучения, общения, ориентации, контролю своего поведения, передвижению, самообслуживанию, участию в трудовой деятельности, и сопровождается необходимостью в постороннем уходе (посторонней помощи).
Лицу, которое признано инвалидом, в зависимости от степени расстройства функций органов и систем организма и ограничения ее жизнедеятельности устанавливается I, II или III группа инвалидности .
I группа инвалидности разделяется на подгруппы А и Б в зависимости от степени потери здоровья инвалида и объема потребности в постоянном постороннем уходе, помощи или уходе.
Критерии установления инвалидности определенные пунктом 27 Положения о порядке, условиях и критериях установления инвалидности, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 3 декабря 2009 года N 1317.
Причины инвалидности устанавливаются в соответствии с пунктом 26 Положения о порядке, условиях и критериях установления инвалидности, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 3 декабря 2009 года N 1317.
При повышении групп инвалидности вследствие общего заболевания, несчастного случая на производстве, профессионального заболевания, ранения, контузии, увечья и иного заболевания, в случае возникновения тяжелого общего заболевания причина инвалидности устанавливается на выбор больного.
Если одной из причин инвалидности является инвалидность с детства, МСЭК в заключении об осмотре инвалида указывает две причины инвалидности.
Перекомиссия инвалидов проводится согласно пункту 22 Положения о порядке, условиях и критериях установления инвалидности, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 3 декабря 2009 года N 1317.
Добавить коментарий |